Санкт-Петербургские духовные школы имеют сложный организационный и архитектурный путь развития. Предтечей этих учебных заведений была Словенская школа, учреждённая на земле Александро-Невского монастыря в 1721 г. В 1808 г. здесь уже действовали Духовная академия, Духовная семинария и Александро-Невское духовное училище. В результате в южной части Монастырского острова сформировался уникальный архитектурный комплекс, ставший к 1917 г. настоящим учебным кампусом.
После закрытия в 1918 г. духовных школ их помещения заняли различные учреждения: от техникума и больницы до автосервиса и общежитий. Изменение функционального назначения большинства зданий привело к нарушению логистических и визуальных связей, деградации и «разрыву» некогда единой городской территории. Объекты культурного наследия пришли в неудовлетворительное состояние.
Процесс возвращения исторических зданий духовным учебным заведениям начался в 1945 г. и продолжается по настоящий момент.
При разработке Концепции комплексно рассмотрена территория Академии, ее существующее использование и перспективные возможности. Раскрыта историческая связь зданий друг с другом и с Александро-Невской лаврой. Проведен анализ существующего функционального зонирования. Определены визуальные препятствия и видовые перспективы. Выявлена диссонирующая застройка.
На основании полученных данных разработаны рекомендации по развитию территории и преобразовании ее в полноценный современный кампус. Концепция предлагает пути решения вопросов сохранения объектов культурного наследия, восстановления логистических связей между зданиями, использование которых будет соответствовать их историческому назначению.
Таким образом Санкт-Петербург вновь обретет как открытую городу рекреационную зону, так и полноценный научно-образовательный центр.